3 комментария к записи “Очень интересные факты из истории татарской печатной книги.”

  1. Бу мэкалэ буенча минем ике сузем булыр.
    1.Менэ без еш кына ишетэбез-укыйбыз, имеш без-татарлар куптэннэн алдынгы халык, ускэн… Куреп торасыз, алай булмаганын. Эгэр алай булса, кытай бездэн китап бастырырга ойрэнер иде…
    2.Эммэ ничек кенэ булмасын, сонрак, башкалардан урнэк алып, без дэ усеп киткэнбез. 20-нче гасыр башларында бу яклап усу ярыйсы булган. Мэсэлэн, ул вакыттагы зур булмаган Эстэрлетамакта гына да 7 татар типографиясе эшлэгэн…
    Э бугенеге кондэ, «татар-бозкурд» яраткан башколтлар изуендэге татарнын китап бастырырлык абсолют эмэле юк… Шуна да, Уфа талантлары уз китабын чыгара алмый яши. Шул исэптэн бугенге татар доньясынын ин талантлы шагыйре Фэрит Габдерэхим уннар ел уз китабын чыгара алмый интегэ…

  2. Зиннур:

    Бүгенге көндә рәсми рөхсәт итмәүдән дә күбрәк, татар китабын укучысыз калдыру процессы бара. Татар мәктәпләре йөзәрләп ябылып, башкортчага, русчага күчерелү нәтиҗәсендә. Уфа краенда ни бары 300 татар мәктәбе калды 1600 мәктәптән. Шулай да инкыйлабка кадәр татар күпкә алдынгырак булган, җан башына чыгарылган китаплар буенча илдә икенче, ә гомуми тираж буенча — өченче урында булганнар татарлар. Тукай елына дүртәр китап бастыра торган булган, хәзер дүрт елга бер китап та бастырып чыгара алмыйлар иң йогынтылы әдипләр дә. Заманында татар китаплары 100 меңлек тираж белән чыга иделәр, хәзер тиражлары 5-10 мең. Вакытлы матбугат белән дә шул ук хәл. 315 мең тираж белән чыккан “Азат хатын” (ул СССРның хатын-кызлар өчен чыгарылган журналлар арасында өченче урында тора иде) – адәм мәскәрәсе, хәзер – 10 мең тиражлы. Безгә, чынлап та, инкыйлабка кадәрге саннар белән горурланырга гына кала бүген. Мәсәлән, “Октябрьгә кадәрге чорда – якынча ике йөз ел эчендә – татар телендә барысы илле миллион тираж тәшкил иткән унбер мең китап чыккан. Шуларның биш йөзе – татар әдипләренең әсәрләре. Бу – чоры өчен шактый югары күрсәткеч, бу илнең рус басмаларыннан гына калыша.”, — дип. (Кәримуллин Ә.Г. Китап – халык хәтере // Социалистик Татарстан, 1984.)

  3. Муса Юзекей:

    Интересная статья, но мало написано (курка-курка гына язганнар, «рөхсәт иткәнне генә»), вот о татарских книгах и рукописях — немного из того, что от нас скрывали и доныне скрывают:

    «… Заметим при этом, что «источниковедение истории на-
    родов Поволжья и Приуралья разработано крайне слабо»
    [97, с. 5]. То есть, говоря прямо, исторические документы
    татар никто еще не выявлял полностью и не изучал все-
    сторонне и объективно – это в последние столетия, мягко
    выражаясь, не поощрялось. Но, несмотря на это, известно,
    что имеется множество «татарских исторических сочинений
    в рукописях, разбросанных по многим хранилищам разных
    городов СССР21. Эти сочинения написаны на старотатарском
    литературном языке» [97, с. 7].
    И, главное, эти «книги на татарском языке и бумаги
    с татарскими письменами» были написаны и составле-
    ны в разное время и в самых разных районах Евразии – от
    Северного Китая до Ирана, от Индии до Мещеры включи-
    тельно. Среди них, например, Коран, написанный в X веке
    на одном из тюркских языков, «говоре» жителей Восточного
    Туркестана – «страны тугызугызов и татар» [6, с. 69–70; 52,
    с. 132]. Также имеются средневековые экземпляры Корана из
    Ирана и Золотой Орды, они были написаны в XIII–XIV ве-
    ках на языке «тюркских племен, пришедших с чингизидами в
    Иран» [6, с. 70]. Этих чингизидов и их «тюркские племена»,
    как известно, называли татарами – например, очень хорошо
    их знавшие арабы и мамлюки-кыпчаки [93]. Также и сами эти
    чингизиды и их «тюркские племена» называли себя «тата-
    ры, татарский народ» [9; 14].
    Отметим, что в тексте Корана из Золотой Орды «пре-
    обладают элементы кыпчакского языка» [6, с. 70]. То есть,
    если говорить не ученым языком, а обыденным: написал
    текст данного Корана на своем языке человек, который раз-
    говаривал на одном из говоров, который был самым распро-
    страненным среди жителей Кыпчака. А говор этот, то есть
    язык, как мы знаем, назывался именно «татарским» [12, с.
    34–35].
    И еще: в 60-х годах XX века в Мещере научными экспе-
    дициями были собраны у населения сотни рукописей и книг
    на татарском языке, «относящиеся к XII–XVII векам» [97, с.
    54–55; 36, с. 404–405]. Это собранное только двумя экспеди-
    циями – понятно, что подобных экспедиций в Мещеру и не
    только было гораздо больше.
    И вот что интересно: советский научный работник Татарской АССР заявил в своем научном труде, что, мол, эти татарские книги и бумаги с татарски-
    ми письменами из Мещеры «скорее всего, попали туда тогда,
    когда касимовские мирзы грабили павшую Казань» [97, с. 54].
    Таким образом, советский историк поспешно предполагает,
    притом ничем не обосновывая свое высказывание: дескать,
    ну никак не могли «касимовские мирзы», – то есть татары
    Мещеры и Касимова – ни иметь у себя, ни читать, ни напи-
    сать эти книги и рукописи на татарском языке – в крайнем
    случае до того, мол, как они «ограбили Казань».
    Но главное: содержание этих, обнаруженных в разных
    краях Мещеры татарских исторических источников почему-
    то так и не попало «в научный оборот». То есть их содержа-
    ние попросту скрыли от нас, поскольку оно противоречило и
    противоречит западнической версии истории – как татарского
    народа, так и России в целом. Так и осталось «тайной» – «награ-
    били» ли мурзы-темниковцы и Мещерские царевичи и их во-
    ины эти рукописи и книги или их все же написали-составили,
    а частью и привезли сами татары Мещеры в разные времена и
    читали еще задолго до «падения Казани»…»

    Ссылки: 21 Несомненно, древние и средневековые документы и произведения на татарском языке, еще полно и объективно не исследованные, во множестве
    имеются также и в «странах дальнего зарубежья»: в Лондоне, Берлине,
    Париже, Стамбуле и в других городах мира [96; 97; 6].»

    Из книги «По следам черной легенды: правда иложь о татарах России: истоки, причины, авторы» (Москва, «Медина, 2009), автор Г.Р. Еникеев

Оставить комментарий